Главная Новости О проекте Архив Бренды Форум Реклама Подписка Контакты
Главная » Библиотека » Антифрикционные пластичные смазки общего назначения

Библиотека

03.04.07

Антифрикционные пластичные смазки общего назначения

В странах СНГ выпускается более двухсот наименований антифрикционных смазок и более тысячи — за рубежом. От правильного выбора смазки зависит надежность и долговечность узла трения. В данной статье дан краткий обзор антифрикционных смазок общего назначения, указаны их преимущества и недостатки. В дальнейшем будут рассмотрены специализированные смазки, которые не могут быть заменены смазками общего назначения.

Обслуживание бульдозера Komatsu с помощью электронагнетателя
Обслуживание бульдозера Komatsu с помощью электронагнетателя

Антифрикционные смазки

Предназначенны для снижения трения между трущимися поверхностями, уменьшения износа и предотвращения задиров, заедания и сваривания металлических поверхностей.

Применяются в следующих основных узлах трения:
– подшипники качения и скольжения;
– зубчатые, винтовые и цепные передачи;
– различные трущиеся плоскости (например, вал — втулка, ползун — направляющая и т. д.);
– шарниры разных конструкций;
– электрические контакты;
– тросы по ролику и т. п.

Классификация антифрикционных смазок

Классификация антифрикционных смазок

Наиболее массовыми узлами трения являются подшипники качения различных конструкций: открытые и герметизированные, радиальные и упорные, шариковые, роликовые и многие другие. Выпускаются они в количестве, давно превысившем 1 млрд. шт./год, а потому среди других групп смазок Антифрикционные смазки занимают ведущее место (больше 90%) и по объему, и по ассортименту и насчитывают около 200 наименований у нас и более 1000 — за рубежом.

Патроны с пластичными смазками для обслуживания гидромолотов JCB (черный) и обслуживания машины JCB (желтый)
Патроны с пластичными смазками для обслуживания гидромолотов JCB (черный) и обслуживания машины JCB (желтый)  

В чем же отличие Антифрикционных смазок от жидких смазочных материалов? Для смазок характерны следующие особенности: малый удельный расход, более простая конструкция машин и механизмов и более продолжительный период действия. Смазки лучше масел амортизируют ударные нагрузки и уменьшают усталостное разрушение тел и дорожек качения.

Правильный подбор Антифрикционных смазок и эффективность их работы определяются следующими наиболее важными факторами:
- особенности узлов трения и условий эксплуатации смазок: температура, нагрузка, скорость перемещения трущихся пар;
- совместимость смазок с конструкционными материалами, контактирующими с ними в процессе срока службы;
- совместимость смазок при их возможном смешении.

Шприцевание рыхлительного агрегата бульдозера Komatsu
Шприцевание рыхлительного агрегата бульдозера Komatsu  

В соответствии с вышесказанным Антифрикционные смазки делятся на следующие основные группы.

В группу смазок общего назначения входят наиболее распространенные на территории России наименования — солидолы, которые правильнее называть гидратированными кальциевыми смазками. Их доля составляет около 40% общего выпуска Антифрикционных смазок в России. Гидратированные кальциевые смазки получают путем загущения средневязких индустриальных масел кальциевыми мылами синтетических жирных кислот (СЖК) или естественных жиров. К достоинствам солидолов относятся их отличная водостойкость, коллоидная стабильность, хорошие защитные и смазочные свойства. Недостатки солидолов выражаются в низкой механической стабильности и ограниченном рабочем диапазоне температур: до +60…70°С. Модификатором структуры этих смазок выступает вода, поэтому при высоких температурах солидолы необратимо разрушаются.

Гидратированные кальциевые смазки выпускают под марками Солидол С, Пресс-Солидол С, Солидол Ж, Пресс-Солидол Ж и применяют в относительно грубых узлах трения машин и механизмов. Графитная смазка по составу близка к Солидолу С, но приготовлена на более вязком масле и содержит до 10% графита. Ее используют в узлах трения скольжения тяжело нагруженных тихоходных механизмов, рессорах, открытых зубчатых передачах.

Шприцевание рабочего оборудования экскаватора-погрузчика JCB 3CX
Шприцевание рабочего оборудования экскаватора-погрузчика JCB 3CX

При температуре выше 60…70°С, когда применение гидратированных кальциевых смазок невозможно, используют натриевые или натриево-кальциевые смазки, называемые еще консталинами. Они сохраняют работоспособность до +100…110°С, однако имеют также ряд существенных недостатков:
– повышенное термоупрочнение — при высоких температурах у смазок этого типа резко, иногда буквально за несколько минут повышается предел прочности;
– низкая водостойкость. Водостойкость важна для всех видов смазок, работающих в узлах трения, соприкасающихся с водой, или в условиях высокой влажности воздуха.

В России вырабатывают следующие смазки общего назначения для повышенных температур:
1-13, получаемая путем загущения смеси нефтяных масел низкой и средней вязкости натриево-кальциевым мылом касторового масла;
консталин — цилиндровое масло, загущенное натриевым мылом касторового масла.

Изучайте матчасть 151; точки смазки могут находиться в самом неожиданном месте
Изучайте матчасть — точки смазки могут находиться в самом неожиданном месте  

Смазку 1-13 практически невозможно отличить от консталина — присутствие небольшого количества кальциевого мыла практически не отражается на ее свойствах. При контакте с влажным воздухом эти смазки обводняются, а поверхностный слой эмульгирует. При упаковке в негерметичную тару они хранятся не более трех лет, а при хорошей герметизации — до пяти. В смазках 1-13 и консталине отсутствуют антиокислительные присадки, что сокращает срок их службы в условиях повышенных температур. Кроме того, вследствие достаточно высокой вязкости масляной основы и большой концентрации загустителя смазка 1-13 уступает по морозостойкости даже солидолам. Ее используют в разнообразных подшипниках качения, реже — скольжения и других узлах трения, смазывают подшипники электромашин, работающих при температуре 80…90°С, ступицы передних колес устаревших автомобилей и т. п. Консталин применяется в узлах трения вентиляторов литейных машин, доменных и цементных печей, подшипников качения на железнодорожном транспорте и т. д.

Шприцевание балансира переднего ведущего моста JCB 3CX
Шприцевание балансира переднего ведущего моста JCB 3CX  

Многоцелевые смазки

Многоцелевыми называются многофункциональные или универсальные смазки, которые можно применять во всех основных узлах трения различных механизмов. Эти смазки водостойкие и используются в широком диапазоне температур и нагрузок. Однако не следует полагать, что многоцелевые смазки пригодны для замещения Антифрикционных смазок всех типов, в том числе специальных — химически стойких, радиационно-устойчивых, термостойких или приборных. На самом деле многоцелевые смазки могут заменить лишь смазки общего назначения (солидолы), смазки общего назначения для повышенных температур, некоторые индустриальные и почти все автомобильные смазки. В основном многоцелевые смазки получают путем загущения нефтяных масел литиевыми мылами 12-оксистеариновой кислоты. К данному типу Антифрикционных смазок в известной мере можно отнести и смазки на комплексных загустителях (загуститель образован мылами низко- и высокомолекулярной кислот) типа комплексно-алюминиевых, комплексно-кальциевых, комплексно-литиевых и полимочевинных смазок, однако большая их часть — достаточно узкой специализации.

Шприцевание ковшового оборудования экскаватора Volvo
Шприцевание ковшового оборудования экскаватора Volvo

Температура каплепадения многоцелевых литиевых смазок составляет 180…200°С, вязкость при –30°С близка к 2000 Па•с, что позволяет использовать их в достаточно широком диапазоне температур. Наиболее распространены следующие их основные марки:

Литол-24

Представляет собой загущенную смесь нефтяных масел литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты и содержит вязкостную и антфрикционную присадки. Высокая температура каплепадения, отличная водостойкость, низкая испаряемость дисперсионной среды, высокий предел прочности позволяют применять смазку при температуре до +110…130 °С. При более высокой температуре у Литола-24 резко падает почти до нуля предел прочности и ускоряются процессы окисления. Важно отметить, что для этой смазки не характерно термоупрочнение при повышенной температуре. Литол-24 сохраняет работоспособность до –40°С, а в мощных механизмах — и при –55°С. Смазка обладает отличной механической стабильностью, невысокой коллоидной стабильностью, а благодаря антиокислительной присадке она достаточно химически стабильна. Литол-24 можно применять в узлах трения всех типов: подшипниках качения и скольжения, зубчатых и других передачах, шарнирах. Его используют как единую автомобильную смазку, а также в механизмах тракторов, гусеничных машин, экскаваторов, бульдозеров, судовых механизмов и т. д. Допускается использование Литола-24 в электромашинах, дорожно-строительной, сельскохозяйственной и горной технике.

Шприцевание точек смазки на стреле экскаватора Volvo
Шприцевание точек смазки на стреле экскаватора Volvo  

Справка:
Предел прочности (ПП) — минимальная нагрузка, при приложении которой происходит необратимая деформация (сдвиг) смазки. Известно, что частицы загустителя образуют в масле структурный каркас. Ниже ПП смазки подобно твердым телам проявляют упругость, выше ПП — начинают течь, подобно жидкости. Смазки с невысоким ПП сбрасываются с движущихся деталей, стекают с наклонных и вертикальных поверхностей и плохо удерживаются в негерметизированных узлах трения. Очень высокий предел прочности в свою очередь отрицательно сказывается на эксплуатационных характеристиках смазок, так как плотные смазки не поступают к трущимся поверхностям, и в результате смазочного материала не хватает в зоне трения, несмотря на то, что в механизме его достаточно.

Температура каплепадения (Тк) — полуэмпирический показатель, условно характеризующий верхнюю границу применения смазки. Для углеводородных, кальциевых и натриевых смазок Тк с достаточной точностью позволяет судить о верхнем температурном пределе работоспособности. Условность данного показателя можно проиллюстрировать следующим примером: для литиевых смазок Тк температурный предел 190…200 °С, температура применения — не выше 120…130 °С (это связано с окисляемостью дисперсионной среды), а для смазок на неорганических загустителях этот параметр вообще не определяют.

Патрон легко вставляется в шприц
Патрон легко вставляется в шприц  

Вязкость определяет возможность подачи и заправки смазки в узлы трения при низких температурах. Этот параметр также влияет на пусковые характеристики механизмов и потери при работе различных узлов трения. Вязкие смазки препятствуют запуску маломощных механизмов.

Механическая стабильность характеризует способность смазок восстанавливать исходные объемно-механические свойства после снятия нагрузки и последующего «отдыха». Сильно разупрочняющиеся при механическом воздействии смазки не удерживаются и вытекают из узлов трения при сравнительно небольшой нагрузке.

Коллоидная стабильность (КС) характеризует способность смазок выделять масло при хранении и эксплуатации в минимальной степени. При недостаточно высокой КС масло начинает отделяться из структуры. Наверняка многие при покупке не вполне кондиционной смазки замечали на поверхности «лужицы» масла.

Фиол-1, Фиол-2 и Фиол-2М

Мягкие смазки, по составу и основным характеристикам близкие к Литолу-24. Отличаются менее вязкой масляной основой и меньшим содержанием загустителя. Фиол-2М содержит дисульфид молибдена, поэтому у него хорошие противоизносные и противозадирные свойства по сравнению с Фиолом-2. Смазки были разработаны как аналоги итальянских смазок, которые использовала компания FIAT. Фиолы предназначены для применения в разнообразных узлах индустриального оборудования, работающих при малых и средних нагрузках и температуре менее 100°С: в подшипниках качения и скольжения, зубчатых маломощных редукторах, передачах станков и др. В настоящее время Фиол-1 и Фиол-2 используют в основном в системах автомобилей ВАЗ: в гибких тросах управления и направляющих сидений, Фиол-2М — в скоростных подшипниках текстильных машин.

Смазка БНЗ-3

Представляет собой нефтяное масло средней вязкости, загущенное литиевыми мылами стеариновой кислоты и касторового масла. Содержит антиокислительную и противоизносную присадки и работоспособно при температуре –30…+110°С. По противоизносным параметрам несколько уступает Фиолу-2М, а применяется в основном для герметизации узлов трения, роликовых опор ленточных конвейеров, механизмов экскаваторов, буровых станков, бульдозеров, оборудования горнорудной промышленности.

Бак для электронагнетателя
Бак для электронагнетателя

Алюмол, ЛКМтранс-2 и Герметин

Менее распространенные смазки, которые, однако, находят применение в узлах трения машин и механизмов, различных транспортных средств и промышленного оборудования. Алюмол готовят на комплексном алюминиевом загустителе, поэтому у него хорошая водостойкость и высокие адгезионные свойства. Эта смазка работоспособна при температуре –40…+150°С, что приближает ее к термостойким аналогам. ЛКМтранс-2 приготовлена на комплексном литиевом загустителе, содержит многофункциональные присадки, и ей присущи не только хорошая водостойкость, высокая термическая и химическая стабильность, но и хорошие смазочные свойства. Герметин, как следует из названия, вполне можно использовать и при герметизации пробковых кранов бытовой газовой аппаратуры. Работоспособен при температуре –40…+130°С.

В импортных строительных машинах пластичные смазки, в основном литиевые, применяют в узлах рабочего оборудования и ходовой части. Для их обслуживания специалисты сервисных служб требуют использовать материалы, рекомендованные компанией — изготовителем машины. При крайней необходимости допустимо использовать Литол-24, при этом обязательно сокращая интервалы между заменами смазки. Не рекомендуется использовать солидолы и смешивать с ними литиевые смазки, уже находящиеся в узле трения: солидол, особенно в смеси с литиевой смазкой, склонен уплотняться, и впоследствии бывает невозможно удалить его без разборки узла. Для обслуживания отдельных агрегатов, например гидромолотов, а также для систем централизованной смазки используют специальные материалы, и их замещение недопустимо.

Пробка масленки для смазки узла трения
Пробка масленки для смазки узла трения

Нагнетание смазки в узел проводят шприцем вручную, при больших объемах обслуживания целесообразно применять электронагнетатели. Смазочные материалы поставляют в патронах, которые вставляются в шприц, а для нагнетателей — в баках соответствующих размеров. Масленки на узлах трения изготовители машин часто защищают пластиковыми колпачками или пробками. В случае отсутствия штатной защиты можно закрыть масленку от попадания грязи подручными средствами: обмотать промасленной ветошью и т. п.

Необходимо отметить, что на практике потребитель может столкнуться со следующими проблемами:
- совместимость разных смазок при переводе узла трения со смазки одной марки на другую. Информацию о совместимости смазок разных марок (возможности смешивания без ухудшения качества) или их несовместимости (ухудшение эксплуатационных свойств при смешивании) можно найти в журнале «Пластичные смазки: ассортимент и применение», № 2, 2004 г., стр. 52;
- правильный выбор смазки-заменителя, обеспечивающей безотказную работу и сохранение характеристик узла трения.

Таблица вариантов замены смазок
Таблица вариантов замены смазок

А. Скобельцин


Вернуться в раздел >>> Библиотека

Другие новости и статьи:

Популярные статьи
Dorus.ru
  Главная Реклама Карта сайта Контакты

© Copyright 2006-2015 — «Масла и Автохимия.Ру»
Проект Леонова Алексея (Санкт-Петербург)
Телефон +7(921)741-27-63
Электропочта: webstaratel@yandex.ru