Главная Новости О проекте Архив Бренды Форум Реклама Подписка Контакты
Главная » Масла и смазки » Автоматические централизованные системы смазки. Опыт применения, проблемы и перспективы использования на транспорте

Масла и смазки

14.08.07

Автоматические централизованные системы смазки. Опыт применения, проблемы и перспективы использования на транспорте

После перехода экономики Российской Федерации на рыночные способы хозяйствования, такие вопросы, как эффективность, себестоимость, рентабельность, конкурентоспособность приобрели особую остроту и, надо признать, непосредственно связаны с выживанием, как отдельных предприятий, так и целых отраслей промышленности.

Кроме «структурной перестройки» экономики важнейшей задачей является техническая модернизация имеющегося на предприятиях оборудования и внедрение нового, более эффективного. Проведение этих работ предполагает увеличение производительности и срока службы оборудования, сокращение времени и затрат при техническом обслуживании (ТО), снижение влияния человеческого фактора.
Как показывает опыт, использование централизованных систем смазки (ЦСС) позволяет в значительной степени повысить эффективность оборудования и снизить эксплуатационные издержки. Простота в использовании, надежность и быстрая окупаемость — это те решающие факторы, которыми руководствуются при оснащении оборудования ЦСС. Наличие единого распределительного поста смазки, дозирующих насосов, компактных трубопроводов, подающих смазку к каждому конкретному узлу, исключает необходимость вмешательства персонала в процесс смазки, обеспечивает постоянное наличие оптимального количества смазочного материала в узлах трения, что является надежной гарантией безаварийной продолжительной эксплуатации механизма в целом.

К настоящему времени накоплен значительный опыт использования ЦСС в транспортной технике, металлообработке, горной технике и др. Сейчас это преимущественно автоматизированные централизованные системы смазки (АЦСС): легкие, компактные, надежные, с возможностью программирования для выбора режимов подачи смазки. Многолетнее сотрудничество российских предприятий и немецкой компании «LINCOLN», мирового лидера в производстве АЦСС, доказало эффективность применения АЦСС во многих отраслях промышленности.

Необходимо отметить, что серьезным сдерживающим фактором использования АЦСС является проблема обеспечения специальными смазочными материалами. Производители АЦСС рекомендуют использовать смазки, характеристики которых обеспечивают прокачиваемость по трубопроводам к узлам трения оборудования. Эта проблема особенно актуальна в странах с холодным климатом, в том числе и России. Для обеспечения нормальной работы АЦСС необходимо использование специальных смазочных материалов, одной из важнейших характеристик которых является (кроме рабочей температуры) температура прокачивания.

Компания «Техпартнер» и компания «НАНОТЕК» (ООО «НаноТехнологии»), занимающаяся производством смазочных материалов, провели испытания целого ряда смазок с целью определения их прокачиваемости при отрицательных температурах. Испытания проведены в специальных климатических камерах, моделирующих температурные условия до -600°С, «Лаборатории типовых испытаний и надежности (ЛТИиН) ОАО «Прибой»», Санкт-Петербург. Результаты испытаний представлены в Табл. 1.

Таблица 1.

Наименование смазки Класс NLGI Температура прокачивания,°С
Литол 24  3  -12
Multy Duty Grease MoS2*  2  -20
Литол Ультра ЕР2  2  -25
МеталлПлак С-ЕР1  1  -35
МеталлПлак С-ЕР0  0  -35
МеталлПлак ЕР000  000  -35
МеталлПлак C-ЕР000  000  -47

Из Таблицы 1 видно, что смазки компании «НАНОТЕК» существенно превосходят по предельной температуре прокачиваемости Литол 24 и охватывают практически весь зимний температурный диапазон эксплуатации техники в Российской федерации.

Кроме прокачиваемости изготовители АЦСС вводят ограничение на класс NLGI (число пенетрации, характеризующее «мягкость» смазки; чем выше класс NLGI, тем гуще смазка). Для смазок используемых в АЦСС показатель NLGI не должен превышать 2. Практика показывает, что эти рекомендации не всегда выполняются. Для обеспечения прокачиваемости смазки Литол 24 при отрицательных температурах в него добавляют моторное или гидравлическое масло, а нередко и дизельное топливо.

Такие «эксперименты» чаще всего приводят к негативным последствиям. Попадание механических примесей в смазку в процессе «эксперимента» приводит к выходу из строя не только АЦСС но и смазываемых узлов оборудования. Введение большого количества жидкости в смазку нарушает ее структуру и следовательно свойства (стабильность, температуру каплепадения, триботехнические смазочные характеристики и др.).

Важнейшей характеристикой смазочных материалов является смазочная способность, которая оценивается по нагрузке сваривания и критической нагрузке. Нагрузка сваривания — показатель, характеризующий свойство смазки предотвращать задир в условиях высоких контактных нагрузок. Критическая нагрузка — предельная нагрузка, при которой происходит разрушение масляной пленки и переход с жидкостного режима трения на полусухой и сухой.

Диаграмма значений нагрузки сваривания некоторых смазок

Диаграмма значений нагрузки сваривания некоторых смазок

Для современного промышленного оборудования, особенно дорогостоящего, разработаны специальные смазки, содержащие противозадирные присадки, улучшающие смазочные характеристики. При их обозначении обычно используют индекс ЕР (Extreme Pressure, т.е, для экстремальных давлений) или это подчеркивается в описании смазок. Их применение особенно эффективно в узлах и механизмах, испытывающих вибрацию и ударную нагрузку (движение тяжело нагруженного автомобиля по неровной дороги, напр. самосвал в карьере; работа виброгрохота, ковшового или роторного экскаватора и др.). Анализ характеристик смазок для АЦСС показал, что практически все они являются ЕР смазками. Смазки, представленные в Табл. 1 (кроме Литол 24) являются ЕР смазками. На Диаграмме для наглядности представлены значения нагрузки сваривания некоторых смазок. Из диаграммы видно, что ЕР смазки значительно превосходят по этому показателю Литол 24. Практически это выражается в 2-3 кратном увеличении ресурса узлов и механизмов при применении в них смазок ЕР класса.
 
Общие выводы и рекомендации
Использование автоматизированных централизованных систем смазки (АЦСС) в оборудовании обеспечивает следующие преимущества:
- Гарантированное и постоянное смазывание узлов трения
- Сокращение количества ТО и увеличение эксплуатационных интервалов
- Увеличение срока службы оборудования
- Значительное сокращение затрат на ремонт, запасные части, экономия смазочных материалов
- Защита окружающей среды.

Для эффективной работы АЦСС оборудования необходимо использование современных специализированных смазочных материалов ЕР класса.
Проведенные испытания показали, что смазочные материалы компании «НАНОТЕК» удовлетворяют требованиям к смазкам для АЦСС. По своим характеристикам они не уступают аналогичным смазкам иностранных производителей.
На основании проведенных испытаний смазочных материалов «НАНОТЕК» получен официальный допуск к применению в оборудовании для АЦСС компании «LINCOLN GmbH & Co. KG».

П.П. Дудко, ООО «НАНОТЕХНОЛОГИИ»
С.П. Подхалюзин, ООО «Техпартнер»,
официальный представитель компании «LINCOLN GmbH & Co. KG».


Вернуться в раздел >>> Масла и смазки

Другие новости и статьи:

Популярные статьи
Dorus.ru
  Главная Реклама Карта сайта Контакты

© Copyright 2006-2015 — «Масла и Автохимия.Ру»
Проект Леонова Алексея (Санкт-Петербург)
Телефон +7(921)741-27-63
Электропочта: webstaratel@yandex.ru